Света и любви всем!

Состояния ума

E-mail
Состояния ума. Станислав Милевич

Всё то, что наблюдается как ваш мир и ваша жизнь, зависит исключительно от состояния ума.

Ум, согласно учению йоги, представляет собой инструмент, с помощью которого можно познавать самого себя.

 

В практиках йоги говорится о пяти состояниях ума.

 

Мудха

В первом состоянии доминирует гуна невежества - тамаса. Ум, сосредоточенный на вещах, богатстве и т.п., характеризуется пассивностью, инертностью, пустыми рассуждениями, отсутствием ясности сознания, склонностью к переживаниям, неспособностью к духовным практикам. На санскрите такое состояние ума называется "мудха", что означает "осёл". Люди, находящиеся в мудхе, пребывают в заблуждениях, стремятся к чувственным удовольствиям и стараются избежать страха, возникновение которого присуще этому состоянию.

 

Кшипта

Второе состояние - раджасическое. Это активное, но при этом беспокойное и рассеянное состояние ума. На санскрите такое состояние ума называется "кшипта", что означает "блуждание" или "беспокойство". Кшипта характеризуется суетливостью, постоянным переключением внимания, суетой, спешкой. На этом уровне возможно иногда сосредоточение ума на сильных эмоциональных переживаниях, но такое сосредоточение не имеет отношения к йоге и пути духовного развития.

Сознание большинства людей находится под смешанным влиянием гуны невежества - тамаса и гуны страсти – раджаса. Такое состояние ума принято относить к бытовому. Ум в таком состоянии всё время активен, о чём-то беспокоится, переживает и плохо поддаётся успокоению. Прямой переход ума из бытового состояния в высшие считается невозможным.

 

Викшипта

Третье состояние неустойчивое. На санскрите такое состояние ума называется викшипта, что означает рассеянность. Слово рассеяность в данном контексте следует понимать не как забывчивость или несобранность, а как рассеянность внимания, отвлечённого от привязанностей к объектам и событиям материального мира. В этом состоянии ум достигает иногда относительно глубокого сосредоточения на духовных тенденциях, но без достаточной устойчивости. Такое состояние характерно для людей, занимающихся духовными практиками. Люди с таким умонастроением могут находиться под влиянием раджаса и даже тамаса и быть чем-то заняты, испытывать эмоциональные переживания, но при этом им свойственно также переживать и духовные озарения. Третье состояние в разных описаниях относят как к бытовому, так и к переходному. Отдельные моменты в нём уже не являются бытовыми, благодаря чему становится возможен прямой переход к высшим состояниям сознания.

 

Экагра

Четвертое состояние, относится к высшим. В нём ум полностью сосредоточен, преобладает однонаправленность мыслей. На санскрите такое состояние ума называется экагра, что означает "концентрированный или однонаправленный ум". Ум в таком состоянии способен принимать форму наблюдаемого и становиться неотличным от него. "Я" в этот момент также перестаёт существовать как нечто отдельное, перманентно принимая форму наблюдаемого.

 

Нируддха

При совершенствовании в четвертом состоянии реализуется сампраджнята-самадхи, постигается "истинная природа вещей", ослабляются клеши и узы кармы, а ум становится способным к переходу в свое пятое, высшее и последнее состояние - остановленный ум (нируддха), когда при полном прекращении его активности реализуется асампраджнята-самадхи - безобъектное сверхсознательное состояние, не обусловленное временем, пространством и причинностью.

Станислав Милевич

 
Поделиться с друзьями:

  • ONLINE

Сатсанги и тренинги онлайн Подробнее

Рассылка

Обучение
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте перед тем, как Вы подпишетесь на рассылку.
No account yet? Register

Новости сайта

Подпишитесь на новости сайта, и получайте обновления прямо на свой рабочий стол

Практики


Каталоги
Яндекс.Метрика