Света и любви всем!

Самадхи

E-mail
Существуют различные самадхи: савикальпа, нирвикальпа и сахаджи. Станислав Милевич

«Примеры состояния: когда человек не замечает «движения внутрь и вовне» в короткий промежуток времени, и при этом он не подавлен невежеством сна; бесконечно малое время, когда он вне себя от радости; когда он заключен в объятия своей возлюбленной с самыми чистыми чувствами; когда обретена вещь, которую он очень сильно хотел, но прежде в отчаянии отказался от нее; когда одинокий путешественник, не имеющий никаких сомнений в полной безопасности пути, по которому он идет, внезапно оказывается перед лицом величайшей опасности; когда человек слышит (шокирующее известие, как например) о внезапной смерти единственного сына, чье здоровье было превосходным, и когда сын находился в расцвете сил и на вершине своей славы.

Есть также периоды самадхи, имеющие место в промежутки времени между состояниями бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна; во время обнаружения удаленного объекта, когда ум, с одной стороны, охватывает тело и при этом, с другой стороны, проецирует себя в пространстве до тех пор, пока он не охватит этот объект, так же, как червь растягивает себя во время переползания с одного листа на другой, стремясь ухватиться при этом за следующую опору.

Тщательно наблюдай за состоянием ума в такой промежуток времени».

Трипура Рахасья

 

Существует много разновидностей самадхи, каждое из которых, подобно драгоценному камню, неповторимо сияет в лучах сознания. Большинство людей в течении жизни неоднократно переживают кратковременные, и в то же время бесполезные самадхи, так как они не распознаются и не замечаются ими. С другой стороны, только одно теоретическое знание о свойствах и разновидностях самадхи также ничего не даёт, но бывает необходимо, чтобы не пропустить и правильно применить переживание самадхи, как ювелиру необходимо иметь знания, чтобы уметь не только отличить драгоценность от простого камня, но и заставить его сверкать во всём великолепии.

 

Савикальпа самадхи

Частичное или временное самадхи.

Ты можешь считать, что деятеля нет, равно как считать, что все действия совершаешь ты. И то, и другое может вести тебя к самадхи и соответствующей этому состоянию осознанности, но лишь при условии достижения однонаправленности твоего внимания.

В состоянии Савикальпа самадхи самоосознание поддерживается постоянным усилием. Продолжительность самадхи полностью зависит от усилия, приложенного для его поддержания. Когда внимание нарушается, самоосознание тускнеет.

В переживании савикальпа самадхи можно обнаружить два совершенно разных состояния сознания: условно положительное и условно отрицательное.

Условно положительное савикальпа самадхи – ум забывает обо всех представлениях я, но всё ещё поглощен отражающимися в нём внешними объектами и событиями. Достигается практиками наблюдения, когда концентрация и удержание внимания на чём-то внешнем приводят к чистому или безоценочному восприятию. В этом состоянии ум видит объекты и события в мире сознательной деятельности, но не увлекается ими, внутреннее я бездеятельно, оно просто наблюдается наравне с другими объектами.

Условно отрицательное савикальпа самадхи - обстоятельства теряют свою значимость для я, которое осознаётся в форме, отличной от привычной. Оно представляет собой противоположность самадхи внешней направленности. Внутренним сосредоточением достигается состояние, при котором самоуправляющаяся духовная высшая сила преобладает над умом.

Когда в состоянии глубокого самадхи я расширяется до размеров вселенной, тогда отдельные объекты и события перестают восприниматься как нечто отдельное от я и теряют свою значимость, при этом исчезает необходимость думать, переживать, беспокоится о чём-либо и наступает освобождение.

Чтобы не попасть в ловушку ума и не пойти в ложном направлении, следует видеть различия между осознанием Я и создаваемыми умом представлениями о нём, другими словами - не путать меню с самим обедом.

 

Нирвикальпа самадхи или переживание абсолюта

Нет ни я, ни мира.

Так случается, когда достигается полная однонаправленность внимания сознания на самоё себя и отражающее действие сознания никак не проявляется. Такое знание является абсолютным, ибо оно свободно от каких-либо размышлений, эмоций, наблюдений. Это переживание не осознаваемо, однако в более поверхностной фазе самадхи отражающее действие сознания может случайно прорваться на поверхность ума и способствовать осознанию самадхи.

Осознание появляется, когда вы замечаете свою мысль. Оно возникает перед регистрацией мысли, и тогда вы различаете эту мысль как свою собственную. Если мы не производим этого регистрирующего действия, мы не осознаем своего мышления, в таком случае мы вообще никогда не будем знать о том, что обладаем сознанием. Мы можем назвать это действие, регистрирующее наши собственные мысли, «отражающим действием сознания», которое следует отличать от самонаблюдения.

Такое отражение приходит и уходит мгновенно, и каждый раз на мгновение слегка прерывает самадхи. Чем глубже становится самадхи, тем реже проявляется отражающее действие сознания. В конце концов наступает время, когда вообще не появляется никакого отражения. Практикующий уже ничего не отмечает, ничего не чувствует, ничего не слышит и не видит. Это состояние ума называется «ничто». Это даже не пустота, где ничего нет, - это чистейшее состояние нашего существования. Оно не является отражением, о нем непосредственно ничего не известно. В этом состоянии как бы исчезают и я, и мир. В древних учениях такое называют Великой Смертью.

Переживание Великой Смерти не является обычным переживанием в повседневной практике, но если вы хотите достичь подлинного просветления и освобождения, то должны полностью пройти через это состояние, потому что просветление может быть достигнуто только после того, как вы однажды стряхнете с себя привычный способ работы сознания.

 

Сахаджа самадхи

В самом начале самоисследования я считал, что нет ни меня, ни мира, но это не приносило мне успокоения. Но теперь я знаю, что есть и я, и мир, и ум мой спокоен.

Не все мастера, достигшие нирвикальпа самадхи, возвращаются обратно в этот мир или возвращаются прежними. Тот мастер, который возвращается в созерцание повседневной жизни, постигает состояние сахаджи самадхи умелым сочетанием самадхи разных категорий. Он активен в положительном самадхи, и в то же время твердо держится своими корнями в самообладании абсолютного самадхи, в котором настолько укоренился, что более ничто не может смутить его ум. Наблюдая мир, он разрешает беспрепятственно быть всему, что в нём происходит.

 

Сахаджа нирвикальпа самадхи

Это состояние джняни, окончательно и бесповоротно разотождествившегося со своим эго. Сахаджа означает «естественное», нирвикальпа – «без различий». Джняни - человек интуитивного или чистого, ничем не обусловленного знания. Джняни в состоянии такого восприятия способен естественно функционировать в мире, как обыкновенный человек. Но зная безусловно, что является Высшим Сознанием, сахаджа джняни не видит различий между собой и другими, между собой и миром, для него всё есть проявление неделимого Я. Сахаджа джняни называют также дживанмукти, что означает «освобождённый при жизни».

Станислав Милевич

 

 
Поделиться с друзьями:

  • Тренинги

Ретриты Подробнее

Рассылка

Новости сайта

Подпишитесь на новости сайта, и получайте обновления прямо на свой рабочий стол

Практики


Каталоги
Яндекс.Метрика