Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кем являетесь на самом деле? Задавали ли вы себе вопрос: «Кто я?». Спросите, зачем? - Хотя бы для того, чтобы выяснить причины боли, страданий, страхов, беспокойств, переживаний и освободиться от них.
Начните исследовать своё «я» - это постоянно меняющееся представление вашего ума о себе, и вы сможете заметить, что сегодня «я» одно, завтра другое, а через много лет это «я» удивляется:
«Боже, каким я был раньше, как я изменился, неужели это был я?
Кто же на самом деле я? В первую очередь я, наверное, тело. Но когда моё «я» появилось? В момент, когда родилось тело? Или моё «я» - в той куче спермы, которая пролилась на яйцеклетку? А может быть, «я» - ещё в мыслях моего отца или моей матери? Да, но «я» тогда ещё не был телом, в котором, как мне кажется, заключено моё «я», и вообще, не помню всего этого. Что-то здесь не так. Скорее всего, «я» появился, когда родился. Я этого тоже не помню! С чего я тогда решил, что «я» появился, когда появилось тело? Мне об этом рассказали родители и даже фотокарточки показывали: «Посмотри, каким ты был, когда родился!», и я поверил, что родившесе тело - это «я», но совершенно этого не помню. Я тогда не осознавал себя как «я» и не мог сказать, что я делал правильно и неправильно. Да, кстати, а что такое «правильно» и «неправильно»? Ведь тогда я даже не знал, что такое «правильно» и «неправильно», но при этом делал всё так, как должен был сделать. Откуда появилось это «правильно»? Я раньше просто это делал и мне не надо было знать, правильно ли я это делаю. Опять «я». Но я не знал тогда, что я – это «я». Я вообще тогда ничего не знал, но при этом происходил сам по себе без малейшего представления о себе. Незнание того, кем я являюсь, не мешало телу совершать необходимые для него действия. Значит я - не тело, но кто тогда я?
Когда возникла самоидентификация моего «я»? Как появилось то «я», которое создало о себе представление «я-человек»? Как это произошло? Почему, когда тело родилось, оно отлично существовало без этого «я», и вот «я» вдруг появилось, и я теперь знаю, что «я» - это «я»? Вот только когда оно появилось, я не могу сказать, я не могу ответить на этот вопрос. Я не могу даже определённо ответить на вопрос: "Кто «я?». Ведь моё «я» постоянно меняется: сегодня «я» - ребёнок, завтра «я» - взрослый, послезавтра «я» - старик. Все эти «я» совершенно не похожи друг на друга. И вот это «я» в старом теле вот-вот должно исчезнуть, и «я» почему-то боится этого. Стоп, подождите: как «я» может исчезнуть? Я не могу этого представить, но моё «я» боится этого. Но почему «я» думает, что умрёт, хотя и не может представить свою смерть? Точнее, оно может представить, как умрёт тело, но не может представить, как умрёт оно само. А! Наверное, моё «я» после смерти перейдёт в иной мир, реинкарнирует в другое тело и, таким образом, будет вечно в постоянно меняющемся, исчезающем…
Возможно, «я» реинкаровало из прошлой жизни, но почему-то я об этом тоже ничего не знаю. Как об этом узнать? Наверное, надо спросить у тех, кто знает, что такое реинкарнация. Пытливый ум пытается найти ответ на вопрос: «Что такое реинкарнация?», и получает массу ответов, самых разных по форме и содержанию. Возможно, один из этих ответов, не пережитых на опыте, но принятых на веру, становится внутренним убеждением, что «я родился, буду жить столько-то лет, затем умру, а точнее, даже не умру, а реинкарнирую в другое тело». Но снова получается, что я в этом теле временно, и я вообще не тело. Тогда кто же я?
Получается, что «я» – это какое-то постоянно меняющееся представление, созданное обусловленным умом о самом себе: «я»-ребёнок, «я»-ученик, «я»-подросток и вот «я»-влюблённый… Боже, какой чудесный мир, наполненный такими необыкновенными чувствами, как он прекрасен! Но вдруг мир, который был прекрасен ещё вчера, наполнился невыносимыми страданиями, теперь «я» в мире, в котором нет любви. Теперь в этом мире моё «я» больше ничего не радует. Но тогда получается, что изменился мир – мир, который был ещё миг назад прекрасен, вдруг полностью перевернулся и даже потерял для моего «я» прежний смысл! Но никто, кроме моего «я», этого не заметил, для всех остальных мир не изменился. Видимо, изменилось моё «я», но моё тело при этом не изменилось. Опять получается, что «я» - не тело. Но что тогда во мне «я»? Где оно во мне находится? Почему моё «я» такое изменчивое? Как я могу так быстро изменяться? Что с моим «я» не так? Почему оно может меняться не только в течение жизни, а даже в одно мгновение? Оно то радуется, то через миг переживает, окрашивая и изменяя воспринимаемый мир. Вот «я» есть, а вот человека сбивает машина и «я» уже не знает, что дальше будет с ним» и телом, «я» вообще исчезло куда-то, а на дороге осталось лежать тело, в котором нет никакого «я». А, вероятно, что «я» было где-то в этом теле! Наверное, «я» каждого человека находится в его теле, в его мозге.
Смотрим фильм про операцию на мозге. Где там находится «я» этого человека? Только какая-то серая жидкость, кровь. Никакого «я» там нет. Где «я»? Где «я» находится? Как «я» существует? И почему «я» такое постоянно изменчивое, кажущееся себе реальным, и в то же время при глубоком исследовании выясняется, что «я» нигде нет? Что это за «я»-невидимка, появляющийся и затем исчезающий, постоянно меняющийся и воображающий себя чем-то разным, отождествлённым со своим представлением о самом себе?
Кстати, кто это себя представляет? Кто представляет себя телом или ролью, играемой в обществе? Кто такой «я», переживающий события, придающий переживаемому особую значимость, дающий всему своё объяснение, которое вовсе не объяснение, а лишь заблуждение, как выясняется позже? И порой этот переживающий, заблудившись в своих же объяснениях, так сильно страдает, что даже готов уничтожить тело, которое, по его мнению, несёт ему столько переживаний. Но тело ли несёт ему столько переживаний - то самое тело, которое существовало, когда ещё не было «я»? Оно всегда заботилось о себе и отлично существовало само по себе без всякого «я», пока «я» не появилось и не начало его разрушать, создавая страдания своими представлениями и оценками происходящего.
Как такое может быть? Что за противоречие заключено в этом «я»? Как такое противоречивое «я» может существовать и в ком оно существует? Где же находится моё «я»? Из чего оно состоит? Если тело существовало до появления моего «я» и будет существовать какое-то время, когда моего «я» уже не будет, то тело - не «я»? Но если «я» - не тело, то что тогда «я»? Реально ли то, что я считаю своим «я»? А кто тогда тот, кто считает? Его тоже нет, он сам себя воображает? Если «я» воображаемо, нереально, то нет того, кто переживает, но кто тогда испытывает переживания? Что такое переживание, какова его истинная природа? Как из чистого переживания возникает этот кажущийся мир и это представление о моём «я»? Что это за воображаемое «я», которое со всем, с чем можно, отождествилось, но которого нигде нет? Что это за несуществующие ограничения «я», создающие ощущения несвободы? Что это за «я», постоянно гонящееся за призрачно ускользающим счастьем и постоянно живущее в страхах, беспокойствах и переживаниях? Что это за «я», которое постоянно нуждается в самоидентификации, которое страдает от противоречий и возражений своим представлениям о себе и окружающем мире, и в то же время может быть совершенно безобидным и даже забавным, если все убеждения и все созданные представления о нём осознаются лишь как мысли?
Чтобы освободиться от ограничивающего представления о себе, несущего вам боль и страдания, продолжайте самоисследование в том же направлении, задавая вопросы и получая ответы, исследуйте их до полного распознавания несостоятельности каждого из них. Не ограничивайтесь ни одним из представлений ума о своём «я». Знание о «я» не концептуально, и никто кроме вас не сможет дать вам ответ на вопрос «кто я?». Не создавайте новых концепций о своём «я», не принимайте на веру чужие и не отрицайте старые концепции слепо, не исследовав их. Продолжайте настойчиво исследовать себя, пока не переживёте на опыте осознание своей истинной природы.
Станислав Милевич
< Предыдущая |
---|