Проведённые исследования изменённых состояний сознания на личном опыте показали, что сознание может пребывать на разных уровнях или орбитах осознанности. Наиболее удалённой от Абсолюта является орбита оценочного или обусловленного мышления. Пока ум загрязнён понятиями, он находится на орбите обусловленного мышления, что делает невозможным постижение Высшей сущности.
Орбиту, по которой движется обусловленный ум, определяет направление внимания, которое обусловливается его доминирующими концепциями и представлениями. Чем ум больше загрязнён понятиями, тем больше и длинне его орбита и беспокойнее бег. Более подробно об этом можно узнать из раздела «Особенности внимания».
Когда внимание направляется на поиск объяснений, ум стремится занять самую дальнюю от Абсолюта орбиту, и, создавая волнения и конфликты в сознании, расширяет тем самым сферу воображения. Одним из факторов расширения воображения является эмоциональная вовлечённость, ибо для того, чтобы мыслеформа реализовалась в материю, необходима энергия, каковой и является эмоция, создающая эффект реальности возникающей мысли.
Обусловленный ум всегда беспокоен и из-за связанности чувств и мыслей имеет массу побочных иллюзорных эффектов, которые кажутся вполне реальными. Одним из таких эффектов является связанная из чувств и мыслей конструкция «я», которая возникает в результате самоидентификации ума с его же объяснениями своих инструментов восприятия - чувств. Такой эффект самоотождествления создаёт разделение мира на «я» и «внешний мир», который тоже существует внутри ума и не отличен от него.
Ограниченное самоидентифицированное представление о своём «я», созданное обусловленным умом, порождает раздробленные искажённые представления о происходящем в сознании и ведёт к потере осознания целостности и непониманию истинных причин происхождения вселенной. Непонимание порождает неосознанные желания и веру в реальность игры воображения, в которой кажущееся себе «я» вынуждено отождествляться с происходящей в уме иллюзией и играть в ней определённые роли.
Для того чтобы распознать эту игру и осознать свою истинную природу, необходимо спокойствие ума. Когда с помощью специальных практик внимание направляется вовнутрь, то ум успокаивается, и, достигая более короткой орбиты, начинает вращаться по ней. Переход на более короткую орбиту даёт ощущение освобождения, поскольку каждая внутренняя орбита короче внешней и требует значительно меньше усилий для удержания возникающих в сознании иллюзий. Состояние, когда ум уходит с орбиты понятий, является для искателя посвящением в тайну джняны.
Когда внимание направлено вовнутрь или к себе, то ум уходит с оценочной орбиты и переходит на орбиту образных описаний, так же обусловленных системой ума, воспроизведённой из разума согласно отпечатку высших тенденций, сохранённых в нём.
На уровне, когда восприятие становится чистым от оценок и объяснений, приходит новое видение мира. Но удержание сознания на этой орбите требует укоренения, так как любое беспокойство создаёт центростремительную силу, что снова возвращает ум на прежнюю орбиту вовлечённости в переживания, обусловленную оценочным мышлением.
Сам по себе переход на орбиту мышления чистого восприятия ещё не является остановкой ума, как полагают некоторые искатели, так как ум продолжает создавать мир по определённой программе, проявление которой хотя и уже обнаруживается во всём, но вся глубина механизма её создания остаётся непостижимой. Укоренившись на орбите чистого восприятия, искатель становится на нижний уровень джняны, и может либо продолжать дальше свой поиск, либо наслаждаться своим новым освобождённым состоянием. Критерием начального уровня джнян является способность не репродуцировать переживания, что позволяет больше не тащить за собой груз беспокойств и переживаний, а это значительно облегчает жизненный путь.
Следующим уровнем погружения в себя является орбита чистого самоосознания, на котором происходит остановка или исчезновение мира. Вход в это состояние может сопровождаться искажением картины восприятия (изменение цветов, геометрических размеров объектов, нарушение связей) до полного исчезновения всего воспринимаемого, до состояния, где нет чувств, нет объектов, «я», оценок, объяснений, нет ничего, где даже этого нельзя сказать. Это невозможно описать словами, но всё же если попробовать, то это напоминает состояние глубокого сна при полном самоосознании. Но при этом всё же остаётся осознание некого присутствия, какая-то мысль, которая себя осознаёт, ещё продолжается. Это означает, что даже в этом состоянии нет полной остановки мыслей, и это лишь ещё одна более близкая орбита сознания на пути к себе.
P.S. Путь к безмолвию с использованием специальных техник или препаратов без наведения порядка в уме с помощью практик самоисследования и укоренения в состоянии чистого восприятия, как правило, не приносит правильных результатов, и из-за того, что ум оказывается неподготовленным к осознанию, часто остаётся бесполезным. Вдаваться в рассуждения о том, что находится на других орбитах сознания, тоже бессмысленно. Свою истинную природу можно познать только на личном опыте, успокоив свой ум. Настоящая тишина близка, но беспокойному уму, смотрящему не в ту сторону, она всегда будет казаться очень далеко. Направление поиска – спокойствие ума.
Станислав Милевич
< Предыдущая | Следующая > |
---|