Вопрошающий: Скажите, Станислав, как правильно наблюдать за мыслями, не могли бы Вы привести пример? Я никак не могу уловить грань, когда я - наблюдатель и когда я - мыслитель.
Станислав: Одно без другого не существует. Вы одновременно и мыслите, и наблюдаете. Вы не можете наблюдать, не сознавая объекты наблюдения. Если Вы наблюдаете, то уже делаете правильно. А умение различать истинное от ложного и умение не вовлекаться в наблюдаемое приходит со временем.
В: Что это за умение различать истинное от ложного, о котором Вы так много говорите?
С: Это непроявленная внутренняя способность, которую следует развивать, практикуя наблюдение мыслей.
В: Это не ответ, это полунамёк - я его не понимаю.
С: Речь идёт о мудрости ума. Смотрите дальше слов, не позволяйте уму цепляться своими убеждениями за слова, и Вы сможете увидеть ответ.
В: Почему Ошо говорил, что нельзя быть осознанным и мыслителем одновременно, как нельзя быть бодрствующим и спящим в одно и то же время? Как его понять?
С: Нельзя, заблудившись в концепциях, различить истинное от ложного и, будучи вовлечённым в иллюзорное происходящее, осознавать свою истинную природу.
В: Я наблюдаю за мыслями и не чувствую, не вижу в себе никаких изменений. Я не стал более спокойным, более уравновешенным, а скорее более беспокойным, да и мыслей не стало меньше, а даже больше. Где же обещанная остановка внутреннего диалога, где трансформация сознания? Для чего мы наблюдаем за мыслями, если мы остаёмся такими же?
С: Дело в том, что Вы вообразили, что Вам нужно достичь какого-то состояния, и теперь ожидаете этого результата. Но воображаемая Вами трансформация сознания является лишь желанием Вашего эго улучшить себя. Ожидание результата воссоздаёт и усиливает эго. По этой причине многие "искатели истины" не могут прозреть.
В: Как же тогда ориентироваться, как понять, стал ли ты осознанным или ты остался прежним и лишь обманываешь себя, считая, что ты осознаёшь свои мысли? Ведь должна создаться дистанция между мыслями и истинным Я, которую мы почувствуем?
С: Только устранив своё непонимание. Пока Вы будете пытаться достичь какой-либо цели, видеть в ней либо выгоду для себя, Вы будете в его ловушке. Освобождение от зависимости от ума - в отказе желания достичь цели. Всё остальное - только идеи ума, которые следует различать как ложное.
В: Но ведь на земле миллионы людей, которые ничего не слышали о просветлении и, соответственно, не ставят перед собой цели достичь его. Почему же они не пробуждаются к истине?
С: Высшее просветлено всегда независимо от воображений, возникающих в индивидуальных сознаниях. Пребывая в иллюзии, каждое отдельное сознание воображает свои действия и воспринимает воображаемые действия кажущихся ему других объектов. Но их восприятие множества объектов и событий, исходящее из непонимания и заблуждения, - только неотделимые части игры воображения бесконечного сознания.
В: Выходит, что горы, моря, небо, планеты, люди, с которыми я общаюсь, - тоже иллюзия? Всё перечисленное на самом деле происходит внутри меня, и весь этот мир - это мир внутри меня? Кто же создал этот мир?
С: Вы же его и создали. Но Вы – это не то маленькое «я», которое кажется Вам человеком и также является лишь частью этой иллюзии, а Ваше истинное Я.
В: Но ведь Вы говорите, что когда мы родились, наш ум был чист, и в нём не было ни одной нашей мысли. А ведь тогда было небо, была земля. Когда я родился, мир уже был, когда же я успел его создать?
С: А с чего Вы взяли, что Вы были рождены?
В: Но это неоспоримый факт.
С: А почему Вы решили, что это Ваше убеждение, существующее в Вашем уме, неоспоримо? Разве Вы можете вспомнить момент своего рождения?
В: Нет. Но ведь я существую.
С: Это только игра воображения, ставшая Вашим убеждением. Но то, что Вам кажется Вашим «я», - представление обусловленного ума, отождествлённого со своей воображаемой ограниченностью, существующее в памяти как убеждение, не основанное ни на чём реальном. Разве во время глубокого сна Вы можете утверждать, что Вы и этот мир существуете? Ведь ни мира, ни Вас нет, всё исчезает вместе с Вашим сознанием и появляется, когда Вы просыпаетесь.
В: Но ведь в это время другие люди, которые не спят, могут подтвердить, что мир существует.
С: "Я" и окружающий его мир существуют только как иллюзия в сознании свидетеля. Если не будет свидетеля, то не будет ни этого мира, ни "я".
В: Но ведь свидетель когда-то тоже появился на свет?
С: Свидетель был всегда.
В: Но если я не был рождён, тогда каким же образом появился как свидетель?
С: Чтобы понять бессмысленность этого вопроса, попробуйте вспомнить тот момент, когда Вы начали своё существование.
В: Сам момент рождения я не помню, но я помню себя уже маленьким ребёнком.
С: Оглядите себя внимательно, разве Вы похожи на ребёнка?
В: Нет, ребёнком я был тогда.
С: Но того ребёнка не существует, это только Ваше воображение, сохранившееся в Вашей памяти как фрагмент. Того «я», которое Вам кажется Вами, также не существует. Вы неизвестно как и когда появились и постоянно изменяетесь, Ваша личность - только иллюзия, сумма фрагментов воображения, представлений ума о самом себе, сохранившихся в памяти. И Вы начали своё существование в тот момент, когда вообразили себя существующим.
В: Почему так получается, что все мои представления о себе – только иллюзия? Чем же тогда я являюсь и где моё реальное Я?
С: То, что Вам кажется Вашим «я», возникло как оболочка, с которой Вы отождествились и забыли, кем являетесь на самом деле. Эта оболочка и есть программа восприятия, способная отражать игру бесконечного сознания как кажущийся мир. Но поскольку она не устойчивая, то постоянно появляется, исчезает и появляется вновь. Но то, что появляется, а затем исчезает, - нереально. Реально лишь то, что стоит за всем этим.
В: В этой связи я вспомнил знаменитый сон Лао-Цзы, в котором ему приснилось, что он бабочка. «Я - человек, которому снится, что он бабочка, или я - бабочка, которой снится, что она человек?» – подумал Лао-Цзы.
Я задаю Вам вопросы, и Вы отвечаете, а выходит, что я сам задаю себе вопросы и сам отвечаю на них, ведь всё вокруг на самом деле происходит внутри меня. Кто же из нас кого воображает: Вы меня или я Вас?
С: Нет того, кто спрашивает, и нет того, кто отвечает, - "мы" являемся неразрывными частями игры, воображаемой бесконечным сознанием, которое проявляет игру своего воображения в наших воображаемых "я".
< Предыдущая | Следующая > |
---|