Вопрошающий: Как происходит формирование внимания?
Станислав: Этот процесс обусловлен скрытыми тенденциями к поиску объектов и представлением ума о происходящем.
В: Внимание направляет ум?
С: Направление внимания определяет сила переживаемого происходящего.
В: Как фокусировать внимание при наблюдении?
С: Внимание следует фокусировать на самом наблюдении.
В: Когда я смотрю на свой источник внимания, создаёт ли эго в этой точке, откуда наблюдаю, новый источник?
С: Наблюдение происходит само, а ум, притягивая в наблюдаемое отождествлённое представление о себе, создаёт разделение на наблюдающего и наблюдаемое. Пока Вы позволяете уму создавать наблюдающего, будет происходить оценка наблюдаемого и вовлеченность в происходящее.
В: Я заметил, что при выносе источника внимания и при наблюдении того, с чем я отождествляюсь, напряжение в теле уменьшается (думаю, потому, что перестаю питать старый источник), но вместе с тем устаю, это у меня требует напряжения внимания, ведь приходится вывернуться наизнанку и смотреть в себя.
С: Усталость возникает в результате сопротивления ума непривычным для него действиям. А это тоже напряжение, только в другой конструкции ума. Всё это находит прямое отражение в теле, что свидетельствует о вовлеченности.
В: Значит, я что-то не так делаю? Но что?
С: Чтобы это понять, нужно исследовать своё "я". Пока есть убеждение, что тот, кто наблюдает или совершает какие-либо другие действия, реален, напряжение, а следовательно, и усталость, неизбежны.
В: А как его исследовать, если он мне предлагает самого же себя, только смотрящего на старую ассоциацию с телом?
С: Следует всегда находиться в вопросе "Кто Я?", исследуя каждый полученный ответ до осознания его полной несостоятельности. Ведь все Ваши представления о себе - только концепции обусловленного ума, которые были приняты на веру, а не пережиты на личном опыте.
В: Да, из того, что я понял, это то, что я могу думать, что я - не только человек, но и ручка, например (если создать в ней напряжение), или точка в пространстве - это отождествление себя с чем-то, также как и с телом.
С: Тело в Вашем уме, но Вы - это не тело. Ручки же в Вашем уме нет, Вы видите только её отражение, она не может вибрировать в соответствии с Вашими переживаниям, пока Вы себя ограничиваете представлением о теле.
В: Вообще, да. Но как люди отождествляются с автомобилем, а если что-то случится, переживают, как будто потеряли часть себя?
С: Из-за путаницы в уме происходит непонимание того, что их «я» - только самоотождествлённое представление ума о себе. Чтобы избавиться от этой путаницы, необходимо глубокое самоисследование.
В: Вы сказали, тело есть во мне, это значит моё внутреннее понимание того, что я воспринимаю себя телом, но при этом им не являюсь.
С: Вы не ограничены телом. Тело - лишь малая часть, отождествившись с которой, ум придаёт ей особую значимость, ограничиваясь этим представлением.
В : Это потому, что я не вижу ничего другого кроме того, что видят мои глаза?
С: Глаза не Ваши, их присвоил Ваш ум.
В: Вот подлец мой ум!
С: Он не Ваш. Не Вы имеете ум, а ум имеет Вас, Ваше «я» - только его самоотождествлённое представление о воображаемой им же ограниченности. Ваше «Я» существует в обусловленном уме как сумма убеждений. Не верите, можете проверить и убедиться самостоятельно.
В: Как?
С: Ответьте себе на вопрос: "Кто я?".
В: Ум говорит, что я - нечто, что живёт в социуме и реагирует на события в нём.
С: А нечто - это что? Продолжайте это исследование.
В: Какая-то масса отождествлений, в смысле, существо, которое отождествляется.
С: Исследуйте все отождествления. Не уклоняйтесь от исследования, отрицание тела - это тоже утверждение, поможет только различение, которое приходит с практикой самоисследования.
В: По отдельности отождествления не являются мной, но в сумме создают какой-то объект в пространстве, который реагирует на ситуацию.
С: Дело в том, что Вы не исследовали себя до конца, что породило новую концепцию о себе. Сумма иллюзий не может стать реальностью.
В: Я обратил на это внимание.
С: Значит, осталось то, что Вы ещё не исследовали.
В: Да, но что?
С: Чувства. Они вовлекают Вас в действия ума и заставляют поверить в реальность иллюзорного представления о себе.
В: Получается, я - никто?
С: Исследуйте внимательно свои слова «я - никто» - это уже подразумевает кого-то, кто считает себя никем. Это ловушка ума.
В: Вообще, да, но слова тому нет, кто остаётся, - физический вакуум. Я посмотрел на это со стороны, получилось, значит, это была неправда.
С: А кто смотрел?
В: Ум говорит, что я.
С: Чем или кем является тот, кто смотрел?
В: Отождествлённой концепцией.
С: А разве концепция может смотреть? Ведь это лишь мысль.
В: Да, она может направлять самостоятельно моё внимание.
С: Это звучит примерно, как волна может управлять океаном. Все волны существуют лишь на поверхности и не затрагивают глубинной сущности океана. Мысли - те же волны сознания, которые возникают на его поверхности, но при этом никак не затрагивают его глубинной сущности. Мысль может влиять только на мысль, значит то, что Вы считаете собой, - только мысль.
С: Согласен, очень тяжело идти вглубь.
С: А кто сказал, что будет легко? Не позволяйте уму уклоняться от самоисследования, постоянно направляйте своё внимание на вопросы: «Кто я?», «Когда я появился?», «Чем я являюсь?»» и т. д. И не соглашайтесь с отрицаниями ума своих отождествлений, не прибегайте к чужим концепциям, не проверив их на личном опыте.
В: Да, я заметил, отличный опыт, это очень важно. Спасибо.
< Предыдущая | Следующая > |
---|