Несоблюдение методичности и последовательности в практиках, поиск разных учений для подтверждения своих убеждений создаёт в уме искателя лишь ещё большее беспокойство. И бывает так, что после долгих лет безуспешных поисков, он вдруг начинает думать, что ему давно уже пора «просветлеть». Укоренившись в такой идее, ум создаёт своё представление о просветлении и успешно достигает его, обрастая различными концепциями и убеждениями настолько, что уже вряд ли кто сможет их разрушить и помочь ему выбраться из заблуждений.
Наш герой Видюн с определённой поры начал считать своё имя очень высокодуховным, объясняя это тем, что оно имеет общий корень со словом "видящий", которое каким-то образом сродни понятию "просветление", духовость которого у него не вызывала никаких сомнений. Видюн был уверен, что такое имя было ему дано как знак того, что стать просветлённым ему предначертано судьбой. Прочитав невероятный объём всевозможной литературы и углубишись в самокопание, он настолько уверовал в создаваемые им же идеи о совершенствовании себя, что уже просто не мог не считать себя вполне просветлённым. И всё было бы замечательно, если бы не затаившееся где-то в глубине его ума гадкое сомнение, что чего-то он всё же не совсем достиг и нет того вечного покоя и блаженства, так красочно описываемого в древних учениях.
- Я уже просветлён, иначе просто и быть не может, - размышлял он, сидя у монитора своего компьютера. - Ведь я изучил практически все духовные учения, и не просто прочитал огромный ворох всевозможной литературы, а интегрировал в себе невероятно огромное количество концепций, собранных из самых разных источников. Я стал подобен ходячей энциклопедии, и к тому же пережил уже все «высшие» состояния, которые только мог себе вообразить.
Хотя такие размышления и давали ему основание считать себя просветлённым, но всё же до полной уверенности в этом чего-то не доставало. Чтобы окончательно рассеять все свои сомнения, решил Видюн найти того, кто смог бы оценить его знания и подтвердить его «просветлённость».
- Но как найти мне того, кто мог бы по достоинству оценить мои духовные достижения, ведь вокруг меня сплошное невежество, и мало кто сможет понять, насколько велик уровень моих знаний и насколько я просветлён, - так размышляя, он отважно отправился бродить по бескрайним просторам интернета в надежде встретить того, с кем можно было бы поговорить серьёзно, как могут говорить только просветлённый с просветлённым.
Немало Видюн посетил сайтов, немало перелистал страниц в поиске того, кто соответствовал бы всем его представлениям о том, каким должен быть просветлённый.
Однажды, проводя у монитора очередную бессонную ночь, он не заметил, как заснул, и приснился ему очень странный сон, как будто бродит он в поисках не по интернету, а по бескрайним земным дорогам. Стоптал он в своих поисках не одну пару обуви, и начал уже было сомневаться и терять надежду, как вдруг на дороге у опушки леса он встретил Шиву. Шива сиял своим великолепием, и исходившие от него лучи ослепляли Видюна.
От такого видения у Видюна спёрло дыхание, он до такой степени оторопел, что даже забыл о том, что искал, и от растерянности начал несвязанно говорить первое, что пришло ему на ум:
- Я год назад испытал сатори, и это даёт мне основание полагать, что я просветлён. Я теперь знаю, что всё, что меня окружает, - иллюзия. Но сейчас меня интересует вопрос: если на дороге на меня нападут, как можно в этот момент думать, что это иллюзия? Так ведь можно и погибнуть.
- Того, что тебе кажется твоей смертью, бояться не следует. Это уже предрешено и случится неизбежно, когда придёт время. Поэтому не имеет смысла создавать идеи умом о том, чего нет здесь и сейчас, и торопить своё время. Все твои проблемы только от этого, – изрёк Шива.
- Но кто ты? - Спросил Видюн, немного оправившись от впечатления, которое произвело на него появление Шивы.
- Я есть лишь тот, кто есть, хотя видишь ты меня тем, кем я тебе кажусь, но всё то, что я тебе расскажу о себе, будет только моим описанием, которое мной быть не может.
Ум Видюна, не научившийся различать истинное от ложного, не сумел постичь всей глубины смысла сказанного, и поэтому тут же создал идею, что перед ним такой же «просветлённый», как и он. При этом Видюн так сильно обрадовался этой догадке, что даже не сумел сдержать своего восклицания:
- Наконец-то я встретил такого же просветлённого, с которым могу поговорить на равных!
- Но я не просветлённый, - молвил Шива.
- А кто же ты тогда? - Удивился Видюн. - Твои речи глубоки, голос проникновенен, взгляд как огонь. Я чувствую, как ты оказываешь на меня сильное воздействие. Зачем ты пытаешься надо мной доминировать, я ведь этого не люблю.
- Всё это только игра твоего эго. У меня нет ничего личного, – спокойно произнёс Шива, - я только разрушаю твои убеждения.
- Зачем же ты это делаешь и чему ты меня пытаешься научить? Я ведь тоже просветлённый и всё знаю не хуже тебя.
- Я ничему не учу, – сказал Шива, - а только разрушаю, и в этом моя природа.
- Зачем же нужно всё разрушать?
- Чтобы на месте разрушенного старого могло возникнуть новое, и благодаря постоянно происходящему перерождению и изменению могло существовать то, что тебе кажется миром.
- Жаль, что ты можешь только разрушать, - сказал ничего не понявший Видюн, - а я уже было обрадовался, что встретил просветлённого, который сможет во мне увидеть просветлённого, чтобы было с кем поговорить о просветлении.
- Видимо, для тебя ещё не пришло время, чтобы ты мог избавиться от своих заблуждений, и тут даже я бессилен что-либо изменить.
После этих слов Видюн заметил, как в Шиве что-то изменилось, он стал как будто бы прозрачнее, а его слова уже доносились издалека.
- Значит, я правильно делал, что в тебе сомневался. Ты даже не просветлённый, и ничего не можешь, кроме того, как красиво говорить.
- Мне незачем самому изменять что-либо, ибо всё делает мой верный слуга – время. А существую я в твоём уме лишь таким, каким ты меня представляешь, а раз ты усомнился во мне, то значит, меня для тебя больше не существует. - С этими словами Шива исчез совсем, а на том месте, где он только что был, Видюн увидел лишь старика, одиноко стоящего на дороге.
Открыв глаза, Видюн увидел на мониторе изображение того же старика, что и в сновидении, который стоял на той же дороге у опушки леса, только на краю дороги откуда-то появился огромный рекламный щит, на котором ярко высвечивалась надпись:
«То, чем ты являешься, в просветлении не нуждается,
а то, чем ты себе кажешься, просветлеть не может».
Станислав Милевич
< Предыдущая | Следующая > |
---|